понедельник, 4 мая 2015 г.

Обострение региональных конфликтов и рост миграции как вызов сложившейся системе международного права

Публикуем доклад председателя РПТС Василия Заднепряного, представленный им на международном форуме в Москве "СОЛИДАРНЫЙ ОТВЕТ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ – ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОМУ МИРУ"




Прошлое столетие было насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны.

После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Однако в действительности это оказалось иллюзией, количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось в пять раз, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.


В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу  мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах.

Пошел процесс диффузии власти. Образование новых государств, приводит к появлению новых властных элит, со всеми вытекающими последствиями.

С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессом их урегулирования, превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержанию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизированный характер и направлены на «силовое умиротворение» проти­воборствующих сторон.

Каждый больной стонет по-своему. Каждый из региональных конфликтов на постсоветском пространстве имеет свою специфику и характерные черты.

Конфликт в Таджикистане, например, является конфликтом внутри одной нации и одной страны. В его происхождении велика роль традиционного противоборства между региональными клановыми группировками.

Противостояние в Абхазии в числе прочих специфических особенностей включает преобладание воинственного титульного национального меньшинства в провозглашенном им образовании, из которого вытеснено не титульное национальное большинство.

Южная Осетия дает пример деликатной этнической проблемы, когда одна небольшая национальность оказалась в силу нелепой игры истории разделенной между двумя суверенными государствами.

Исключительно сложный клубок противоречий являет собой нагорно-карабахский конфликт, в котором на фоне богатой предыстории скрестились интересы двух этносов как внутри одного государства, так и между их государственными образованиями.



Единственный «европейский» на пространстве СНГ приднестровский конфликт развивается в наиболее цивилизованных рамках. Его активная фаза, несмотря на ожесточенность противостояния, свойственную всем конфликтам на пространстве СНГ, характеризовалась наименьшим числом жертв и материальных разрушений.

Особую роль играет украинский конфликт, когда в результате вооруженного переворота к власти  пришли, поддерживаемые США и Евросоюзом политики, опирающиеся на националистические силы фашиствующего толка. Начался геноцид русского населения. По сути, конфликт перешел в гражданскую войну с большим числом жертв и материальных разрушений.

При всем разнообразии специфических черт все региональные конфликты на постсоветском пространстве имеют общее происхождение и многие общие черты.



В постсоветских локальных конфликтах весьма значительно присутствие мировых глобальных проблем. Это, прежде всего, растущий разрыв между мировыми полюсами бедности и богатства, демографический взрыв и неконтролируемое изменение этнодемографической структуры человечества, вызовы новейших технологий, терроризм, наркотрафик и многое другое, в чем мы видим проявления общего кризиса международного сообщества как системы.

Задолго до окончания «холодной» войны в Европе (и не только в Европе) возникли другие очаги межэтнической напряженности и сепаратизма, которые весьма схожи с конфликтами на постсоветском пространстве. Современные конфликты в Ираке, Сирии, Арабо- Израильский, Ливийский и т.д. перешли в режим замороженных и требуют своего международного разрешения, их стабильное долгосрочное урегулирование собственными местными силами не только сложно, но и невозможно.

Если раньше под безопасностью понимались, прежде всего, безопасность международная, степень возможностей национальных государств отстаивать свой суверенитет и защищать территориальную целостность, то сейчас понятие международной безопасности все чаще воспринимается в гуманитарном аспекте как понятие личной безопасности граждан, использующих государства для достижения своих целей. Безопасность людей все менее отделяется от безопасности государств.
Если раньше войны угрожали отдельным государствам и системам культурных ценностей, то угроза мировой ядерной катастрофы впервые поставила человечество перед угрозой всеобщего самоуничтожения.

Угрозы национальной и международной безопасности, которые несут в себе международный терроризм и другие локальные вооруженные конфликты вызывают необходимость разработки механизма их урегулирования в рамках оборонной и внешней политики государства, решений международных организаций.



Вызовы миграционного движения населения становятся все более значимыми и в связи с усилением процессов дестабилизации в мире, сопровождающимся ростом числа беженцев, ужесточением деятельности террористических организаций.

Именно поэтому миграция должна рассматриваться как системный компонент угроз национальной безопасности, а ее возможное отрицательное воздействие фиксироваться на всех уровнях: международном, государственном, региональном и локальном.

Республика Беларусь на себе ощущает последствия современных миграционных процессов. За последний год только с Украины к нам прибыло более 80000 вынужденных переселенцев, что составляет порядка одного процента населения. Общее число мигрантов в РБ превышает 2% от населения страны. Кроме социальной и экономической нагрузки есть и криминальная составляющая.

Но наиболее серьезную опасность при проведении открытой миграционной политики представляет нелегальная миграция. Беларусь как страну, граничащую со странами ЕС, часто пытаются использовать для транзита нелегальных мигрантов, что представляет дополнительную нагрузку специальным служба РБ.

Все вышесказанное и обусловливает необходимость изменения подходов и методов решения миграционных проблем. Однако основы политико-правового регулирования миграционных процессов, заложенные к настоящему времени, лишь частично отвечают требованиям современной социальной практики.

Мир приблизился к определенной роковой черте в своем развитии, за которой он должен сделать выбор — либо осознать себя единым целым, внести серьезные изменения в  систему международного права,  либо погибнуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий